Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, «Центр образования №39 имени Героя Советского Союза Алексея Арсентьевича Рогожина»
г. Тула
  • Безопасность учеников

    В любой экстренной ситуации звоните по номеру:

    Пожарная служба: 01/101 (с мобильного)

    Полиция: 02/102 (с мобильного)

    Скорая помощь: 03/103 (с мобильного)

    Аварийная газовая служба: 04/104 (с мобильного)

    Единый номер службы спасения 112

    (вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, службы газовой сети, дежурно-диспетчерской службы

    коммунального хозяйства, службы антитеррора)

    Вызов с номера 112 возможен:

    • при отсутствии денежных средств на вашем счету;
    • при заблокированной SIM-карте;
    • при отсутствии SIM-карты телефона

    Горячая линия "Ребёнок в опасности"

    8(4872)55-54-01

    123

    ГУ МВД России по Тульской области

    Телефон доверия - (4872) - 32-22-85

    Телефон дежурной части - (4872) - 32-22-49.

    102

    Центр психолого-педагогического и социального сопровождения осуществляет психологическое сопровождение детей и подростков, испытывающих трудности социальной адаптации, их семей совместно с образовательными организациями.

    Цель взаимодействия:профилактика деструктивного поведения несовершеннолетних, их успешная социальная адаптация.

    Задача Центра:оказание психологической помощи детям «группы риска» и их семьям.

    Специалисты Центра осуществляют:

    — выявление «дефицитов социализации» у детей и подростков;

    — оценку психолого-педагогического статуса детей группы риска;

    — построение стратегии психологического сопровождения;

    — разработку профилактического маршрута.

    Консультативная, развивающая и профилактическая деятельность Центра направлена:

    — на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих деформацию личности ребенка, на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов;

    — на изменение асоциальных форм поведения и позитивное развитие личности ребенка;

    — на уменьшение риска возобновления неприемлемого поведения и активизацию личностных ресурсов.

    Сопровождение специалиста можно получить во всех территориальных отделениях практической помощи Центра по адресам:

    — г. Тула, ул. Галкина, д. 17, территориальное отделение «Валеоцентр». Контактный телефон: 47-31-01;

    — г. Тула, ул. Оружейная, д. 34-а, территориальное отделение «Преображение». Контактный телефон: 65-67-26;

    — г. Тула, пос. Барсуки, ул. Чапаева, д.8, территориальное отделение «Доверие». Контактный телефон: 72-90-58.

    Угроза совершения теракта сегодня существует практически для каждого жителя планеты, абсолютной гарантии безопасности нет ни для кого. Тем не менее, общество обязано предпринимать всё возможное для обеспечения должного уровня защиты. Антитеррористическая защищённость образовательных учреждений приобретает особую значимость, поскольку от этого зависят жизни детей. Активно ведётся работа по созданию специального комплекса мер, направленных на антитеррористическую защищённость образовательного учреждения: укрепление материальной базы; стабильно действующая профилактическая работа, направленная на усиление внимания персонала образовательного учреждения к проблеме терроризма; формирование навыков оперативной и своевременной реакции на угрозу терроризма.

    Школа является объектом повышенной опасности в связи с массовым присутствием людей на ограниченной территории.

    С целью предупреждения и пресечения возможности совершения террористического акта в учебный процесс образовательного учреждения вводится комплекс организационно-профилактических мероприятий, позволяющий предотвратить или максимально сократить потери людей при совершении террористического акта.

    Комплекс организационно-профилактических мероприятий включает:

    1. инструктаж работников образовательного учреждения всех уровней по противодействию террористическим проявлениям;
    2. инвентаризацию основных и запасных входов-выходов;
    3. проведение осмотров территории и помещений;
    4. организацию контролируемого въезда автотранспорта на территорию образовательного учреждения;
    5. организацию пропускного режима;
    6. организацию уборки территории и помещений образовательного учреждения;
    7. информационное обеспечение в сфере антитеррористической деятельности;
    8. проверку работоспособности телефонной связи дежурной службы образовательного учреждения с дежурной частью УВД;
    9. плановые проверки работоспособности технических средств защиты (кодовых замков, электронных замков, домофонов и т.д.);
    10. проведение тренировок по антитеррористической деятельности;
    11. инвентаризацию помещений, сдаваемых в аренду.

    Документ по антитеррористической защищенности

    В каждом образовательном учреждении должен быть паспорт антитеррористической защищенности.
    В этом документе:

    • есть сведения о том, как организована антитеррористическая безопасность в школе;
    • представлены возможные сценарии развития кризисных событий;
    • отмечены слабые места в плане защищенности объекта и варианты исправления ситуации;
    • есть оценка возможных последствий теракта.

    Паспорт нужен, чтобы оценить объект в плане недопущения терактов и минимизации их последствий.

    За антитеррористическую безопасность в школах отвечает администрация вместе с муниципальными властями и правоохранительными органами населенного пункта. Требования для школ такие:

    1. Обеспечить безопасность силами вневедомственной охраны или частных предприятий, предотвращать опасные ситуации, проверять всех, кто входит в здание, защищать персонал и детей от любых насильственных действий на территории.
    2. Установить металлические двери, решетки на окна, системы сигнализации, камеры и системы контроля за радиационным и химическим состоянием окружающей среды.
    3. Составить паспорт антитеррористической защищенности.
    4. Постоянно контролировать противопожарную и электробезопасность.
    5. Обучать персонал и учеников мероприятиям по гражданской обороне и улучшать материально-техническое оснащение школы.
    6. Общаться с родителями и объяснять, как они могут повлиять на безопасность.
    7. Проводить совещания и планерки по вопросам противодействия экстремизму и терроризму.

    Деятельность комиссии

    Антитеррористическая комиссия составляет план работы и совместных мероприятий с органами правопорядка. Проводится полная инвентаризация для обследования имеющихся входов и выходов и обеспечения их охраны и контроля всех лиц, входящих на территорию учебного заведения. В ходе инвентаризации комиссия определяет минимальное количество входов, которые нужно оставить открытыми, остальные закрываются и опечатываются. Комиссия также разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности в школе, в них подробно расписаны действия персонала и детей в случае угрозы безопасности людей, присутствующих на территории школы.

    В комплекс предупредительных мер входят:

    • ежедневный обход территории, осмотр всех мест, в которых возможна закладка взрывного устройства;
    • регулярная проверка складских помещений, особенно после поступления каких-либо материалов;
    • тщательный контроль за подбором кадров; систематическая проверка помещений, сданных в аренду;
    • обход работниками охраны здания школы по вечерам для проверки целостности окон, решеток, дверей;
    • инструктаж по антитеррористической безопасности в школе совместно с работниками правоохранительных органов.

    Действия при подозрении на вероятность теракта

    Если имеются подозрения на возможность организации теракта, следует усилить бдительность и немедленно докладывать директору о следующих подозрительных признаках: 

    • попытка проникновения в школу посторонних людей;
    • стремление незнакомых людей вступить в контакт с охраной или детьми;
    • ведение наблюдения за территорией школы – визуального или с помощью технических средств;
    • изучение подсобных помещений посторонними людьми;
    • прибытие в адрес школы незаказанных грузов или появление на территории незнакомых предметов;
    • выход из строя сигнализации, телефонной связи или электроэнергии.

    Работа с учащимися

    Регулярный инструктаж по антитеррористической безопасности в школе необходимо проводить со школьниками. Им нужно объяснять опасность и недопустимость следующих действий:

    • трогать или пользоваться пакетами или предметами, найденными на улице;
    • брать у посторонних людей какие-либо вещи или игрушки;
    • нельзя трогать проволоку или шнур, натянутые в каком-то месте.

    Обеспечение антитеррористической безопасности в школе определяет и порядок действий при поступлении угроз по телефону:

    Организация безопасности в праздничные дни

    Для профилактики террористических угроз за две недели до праздничных дней директор издает приказ об усилении антитеррористической безопасности в школе, который регламентирует дополнительные меры, принимаемые в целях обеспечения безопасного проведения праздничных мероприятий. Эти действия включают:

    • проведение внепланового инструктажа учителей, остального персонала, учащихся школы;
    • усиление охраны и ужесточение пропускной системы;
    • дежурство учителей, учащихся на этажах, лестницах, в столовой;
    • ежедневная проверка всех помещений, входов и выходов;
    • контроль за работой охранников;
    • своевременный вывоз мусора, обеспечение должного санитарного состояния территории.
    • Контроль за исполнением приказа лежит на директоре школы. По каждому случаю нарушения приказа должно проводиться служебное расследование с привлечением виновных к ответственности. 

      Контроль за исполнением приказа лежит на заместителе директора по АХЧ школы. По каждому случаю нарушения приказа должно проводиться служебное расследование с привлечением виновных к ответственности. 

    Контроль за исполнением приказа лежит на директоре школы. По каждому случаю нарушения приказа должно проводиться служебное расследование с привлечением виновных к ответственности. 

    • Попытаться запомнить весь разговор и сразу записать его на бумаге.
    • Если это возможно, записать номер звонившего.
    • Во время разговора постараться определить пол либо возраст звонившего, какие-то особенности речи.
    • Запомнить особенности звукового фона во время звонка — шум поезда, голоса людей и т. д..
    • Записать время разговора.
    • Сразу после звонка сообщить о нём только директору школы или его заместителю.
    • Не нужно класть телефонную трубку после окончания разговора.

    Также рекомендуется обеспечить беспрепятственную передачу полученной по телефону информации в правоохранительные органы и руководителю образовательного учреждения.

    Формы работы с детьми

    Проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при получении информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях. К сожалению, терроризм – это реальность, и ребенок должен быть к ней готов ради спасения своей жизни. 

    Организация безопасности в период летних каникул

    Что такое угарный газ?

    Угарный газ (СО) – яд быстрого и общетоксического действия, образуется при неполном сгорании газа вследствие плохого доступа кислорода.

    Более 50% происшествий связаны с отравлением угарным газом из-за нарушений потребителями правил эксплуатации бытового газового оборудования.

    текст на тему пожарной безопасности

    Чем опасен угарный газ?

    • Угарный газ – невидим, не имеет ни цвета, ни запаха. Человек его никак не почувствует.

      Трех вдохов достаточно взрослому человеку, чтобы получить смертельное отравление.

      Концентрация СОв воздухе до 0,32% приводит к параличу и потере сознания (смерть наступает через 30 минут). При концентрации выше 1,2% сознание теряется после 2-3 вдохов, человек умирает менее чем через 3 минуты.

    Признаки отравления угарным газом

    • Головная боль или головокружение, шум в ушах, одышка, учащенное сердцебиение, мерцание перед глазами, покраснение лица, тошнота, общая слабость.

    Причины появления угарного газа в помещении

    • Отсутствие тяги в дымоходах и вентиляционных каналах. Отсутствие своевременной проверки состояния дымовых и вентиляционных каналов.Неисправные дымоходы и вентканалы.
    • Отсутствие притока воздуха, закрытые окна, закрытое положение жалюзийной решетки на вентиляционном канале в помещении.
    • Одновременное пользование газовой колонкой и вытяжным зонтом.
    • Отсутствие герметичного соединения дымоотвода от газовой колонки с дымовым каналом.
    • Самовольное подключение, монтаж и ремонт газового оборудования.
    • Использование газовой плиты для обогрева помещения.
    • Неисправность автоматики безопасности.
    • Неисправное, разукомплектованное  или непригодное к ремонту газовое оборудование.
    • Нарушение правил газовой безопасности.
    Как избежать отравления угарным газом?
    1. Требовать от управляющей компании проверки состояния дымовых и вентиляционных каналов.
    2. Перед включением газовых приборов всегда проверять тягу.
    3. Пользоваться газовым оборудованием только при открытой форточке или фрамуге окна.
    4. Своевременно проводить техническое обслуживание газовых приборов.

    На каждом из данных пунктов остановимся подробнее.

     

    Кто отвечает за своевременную проверку и исправность дымоходов и вентиляционных каналов?

    В многоквартирных домах проверкой состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, их ремонтом и при необходимости прочисткой должна заниматься управляющая компания. На практике – УК заключает договор с организацией, допущенной к проведению таких работ и имеющей соответствующую лицензию.

    Проверка дымовых и вентиляционных каналов должна осуществляться не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона).

     

    Как самому проверить тягу?

    Для полного сгорания газа необходимо достаточное количество воздуха. Тяга – это направленное движение продуктов сгорания газа в дымовой или вентиляционный канал.Тяга может быть естественной и принудительной. Естественная тяга происходит за счет разности удельного веса продуктов сгорания газа и более холодного атмосферного воздуха.

    Проверить тягу в дымовых и вентиляционных каналах можно с помощью листа тонкой бумаги:

    1. Приложите лист бумаги к вентиляционной решетке. Если бумага притягивается, тяга есть.

    1. Для проверки тяги в дымовых каналах газовых колонок или котлов приложите тонкий лист бумаги к смотровому окну приборов. Если бумага притягивается, тяга есть.
    Pri_pozhare.jpg
    zapah_gaza_v_kvartire.pngne_ispolzovat_oborudovanie_ne_po_naznacheniyu.pngzapah_gaza_na_ulicze.pnglistovka_ugarnyj_gaz_a4.jpgobshhij_okonchatelnyj.jpgsledite_za_gazom.jpgugarnyj_gaz_okonchatelnyj.jpg

                      Уважаемые родители!  

    Сотрудники Госавтоинспекции обеспокоены ситуацией, сложившейся с детским травматизмом на дорогах нашего региона.   В 2023 году на дорогах Тульской области произошло 218 аварий с участием   несовершеннолетних   до   16   лет,   в   которых   245   детей   получили ранения,   6   погибло,   4   из   которых   являлись   пассажирами   легковых транспортных   средств.   С   начала   2024   года   на   дорогах   региона   уже зарегистрировано 8 ДТП, в результате которых 1 ребенок­пассажир погиб, 9 получили ранения различной степени тяжести.  Значительное количество ДТП с участием несовершеннолетних пассажиров происходят по вине водителей транспортных средств, которые в большинстве случаев преднамеренно допускают грубые нарушения правил проезда перекрестков,   выезда на полосу,   предназначенную для встречного движения,   правил обгона,   несоответствие скорости конкретным дорожным условиям.   Дети­пассажиры стали заложниками халатности со стороны взрослых.  Так, 10 июля 182 км автодороги М­2 «Крым» произошло столкновение грузового автомобиля  MAN  592800   с мотоциклом.   В результате ДТП водитель мото и его 10 летний пассажир скончались от полученных травм.  17 августа на 250 км автодороги М­4 «Дон», произошло столкновение автомобилей Фольксваген Гольф и Митсубиши Оутлендер. В результате ДТП погибла 12 летняя пассажирка, трое несовершеннолетних пострадали.  18 августа на 246 км автодороги М­4 «Дон» произошло столкновение автомобилей ЛАДА 211230 и HYUNDAI CRETA. В результате ДТП погибли 2 человека, один из которых 10 летний пассажир и два человека получили ранения. 14 ноября на 237 км автодороги М­4 «Дон» произошло столкновение автомобилей КИА   SPECTRA   и   CHERY   TIGGO7,   В результате ДТП пострадали 3 человека, 12 летний пассажир погиб на месте ДТП.   02 января 2024  года на 252 км автодороги М­2 «Крым» произошло столкновение автомобилей TOYOTA RAV4 и HAVAL F7. В результате ДТП погибла несовершеннолетний пассажир девочка   9   лет и пять человек получили ранения, в том числе один несовершеннолетний пассажир.    Важно помнить, что в постоянно меняющихся погодных и дорожных условиях, безопасность водителя и его пассажиров зависит от грамотности его действий и соблюдения элементарных Правил дорожного движения.      Госавтоинспекция Тульской области убедительно просит автомобилистов и родителей не допускать халатного отношения к собственным детям и обеспечивать их безопасность в поездке. С первых дней жизни ребенок должен перевозиться в салоне автомобиля только в детском удерживающем устройстве. Также   в   поездке   водитель   обязан   выбирать   скорость   движения, учитывая   многие   факторы.   Движение   с   разрешенной   максимальной скоростью,   установленной   ПДД на конкретном участке дороги,   в определенных условиях не всегда может быть безопасным.   Увеличение скорости движения удлиняет остановочный и тормозной путь автомобиля и может привести к заносу и дорожной аварии

    Правила поведения на водоемах в зимний период

    1. Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).
    2.При переходе через реку пользуйтесь ледовыми переправами.
    3. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.
    4. При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.
    5. При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5-6 м).
    6. Замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж расстегните, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.
    7. Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо, это позволит легко освободиться от груза в случае, если лед под вами провалится.
    8. На замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20 – 25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее под мышки.
    9. Убедительная просьба родителям: не отпускайте детей на лед (на рыбалку, катание на лыжах и коньках) без присмотра.
    10. Одна из самых частых причин трагедий на водоёмах – алкогольное опьянение. Люди неадекватно реагируют на опасность и в случае чрезвычайной ситуации становятся беспомощными.

    pravila_povedeniya_na_l_du_1.jpg
    253803.jpg

    Проблемы охраны здоровья детей, профилактики детского травматизма, создания безопасных условий обучения и воспитания находятся под постоянным контролем администрации и педагогов. 

    Травматизм является серьезной проблемой , оказывающей наибольшее воздействие на молодых людей. В то же время значимость данной проблемы  зачастую недооценивается. Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним. Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.

    При разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение травматизма, особую роль играет предупреждение несчастных случаев и травм.

    Среди детей разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая детей младшего школьного возраста.

    Школа с начальных классов должна заложить ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение. В младших классах еще возможна переориентация личностных качеств детей, поскольку почти всегда в основе их опасных поступков лежат заниженные  представления о реальном уровне допустимого риска в различных жизненных ситуациях.

    Предлагаемые же в настоящее время принципы организации профилактики детского травматизма носят, как правило, абстрактный характер, так как основаны на общих советах и рекомендациях и не приводят к собственно первичной профилактике.

    Любая система профилактики должна включать в себя несколько подсистем, объектом воздействия которых является:

    1. Социум (окружающая среда в целях снижения ее травмобезопасности).

    2. Коллектив (школа, детское учреждение).

    3. Семья. Непосредственно личность.

    Формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения во время трудовой, учебной и внеурочной  деятельности, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения.

    Основной целью программы является создание комплексной системы работы по профилактике детского травматизма, направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности.

    Задачи:

    • воспитание ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности;
    • формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;
    • разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма.
    • воспитание уважения к людям старших поколений; навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.

    Учитывая требования федеральных законов об охране труда и техники безопасности, особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил поведения учащихся в образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической безопасности и требований норм охраны труда.

    В рамках профилактической работы по предупреждению травматизма обучающихся и уменьшению рисков возникновения травмоопасных ситуаций во всех структурных подразделениях МБОУ ЦО №39: 

    • создание безопасных условий обучения и воспитания, соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил;

    • профилактика травматизма учащихся и воспитанников во время проведения учебно – воспитательного процесса;

    • профилактика травматизма обучающихся во время проведения занятий физической культурой и спортом;

    • профилактика детского дорожно – транспортного травматизма, включая профилактику травматизма учащихся на объектах железнодорожного транспорта;

    • профилактическая работа с родителями по предупреждению детского травматизма.

    • В рамках профилактической работы по предупреждению травматизма обучающихся и уменьшению рисков возникновения травмоопасных ситуаций в школе созданы безопасные условия и среда обучения (воспитания), отвечающие требованиям СанПин (современная учебная мебель соответствует ростовым требованиям учащихся). За этими требованиями осуществляется постоянный контроль со стороны администрации.   

       

    • Классные руководители регулярно проводят инструктажи с обучающихся по  правилам поведения в школе и во время каникул, по электробезопасности, пожаробезопасности, при обнаружении неизвестных пакетов и неразорвавшихся снарядов, зимой по правилам обращения с пиротехникой, правилам поведения на воде, правилам поведения на дорогах и транспорте, по безопасному пути в школу, по профилактике и предотвращению негативных ситуаций, по правилам поведения при проведении экскурсий, походов.

    • Учителя – предметники и педагоги дополнительного образования проводят инструктажи по технике безопасности. Особое внимание уделено дисциплинам физической культуры, химии, физики, технологии, информатики и ОБЖ. По этим предметам разработан и проводится  целый комплекс инструкций и правил для учащихся по соблюдению техники безопасности.

    •  Организовано дежурство педагогов на этажах во время перемен с целью минимизации возникновения травм обучающихся.

    • В школе регулярно проводятся классные часы, беседы, игровые программы, встречи с работниками ГИБДД, творческие конкурсы по предупреждению и уменьшению рисков возникновения травмоопасных ситуаций на дорогах и в транспорте, квесты по профилактике детского травматизма с применением современных технологий,  дети младшего школьного возраста просматривают мультфильмы и видеофильмы по данной тематике, организуются и проводятся родительские собрания по профилактике травматизма в быту, создается информационное поле по ответственности родителей за безопасность своих детей

    «Вместе против наркотиков».
    27 мая 2023, 13:16

    В Тульской области стартовал антинаркотический месячник. С 26 мая по 26 июня в Тульской области проходит восьмой антинаркотический месячник «Вместе против наркотиков».
    О повышении уровня финансовой киберграмотности населения..
    13 декабря 2023, 09:14

    В рамках содействия достижению целей Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы Банком России во взаимодействии с участниками Стратегии проводится работа, направленная на повышение уровня финансовой киберграмотности населения в целях противодействия хищениям с использованием методов социальной инженерии и мошенничеству.
    Открытое окно опасность для ребенка.
    21 июня 2024, 16:21

    Памятка для взрослых по профилактике выпадения детей из окон

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie